Страховой кризис: стоит ли ждать тарифной реформы?

Сообщается, что за период так называемого страхового кризиса ОСАГО средняя сумма платежа по полису уменьшилась. Всероссийский союз автостраховщиков предоставил статистические данные, в которых можно увидеть, что за последние полгода выплаты ОСАГО снизились на 16%, а это в денежном эквиваленте составляет 64,6 тыс. рублей. Такое сокращение по выплатам связывают, прежде всего, с частым натуральным денежным возмещением и постепенной ликвидацией аварийных факторов на дорогах. РСА спешит развеять все надежды об отмене тарифной реформы в связи со снижением убыточности компаний-страховщиков – реформа будет проведена в ближайшее время.

Многим известно, что с апреля 2017 года осуществление ремонтных работ является в приоритете, и большинство страхователей отказываются от денежных выплат. Так средний показатель натурального возмещения в выплатах по ОСАГО равен 15–20%, это средние данные по всей стране, есть данные по регионам, в которых процент достигает 40%. Общая сумма денежных выплат по полису за полугодие текущего года составила 68,1 млрд. рублей, а это меньше примерно на 31%, чем в прошлом году.

Применение мер по ликвидации аварийных участков в целом улучшило ситуацию на дороге. По статистическим данным Государственной автоинспекции количество дорожно-транспортных происшествий в первом полугодии текущего года составило 69,6 тысячи, а в прошлом году оглашалась цифра в 71,3 тысячи. Страховые аналитики считают, что рост оказание услуг по ремонту авто вместо денежных компенсаций и уменьшение количества аварий на дорогах страны – еще не все причины уменьшения выплат. Руководитель группы рейтингов финансовых институтов АО «Аналитическое кредитное рейтинговое агентство» Алексей Бредихин считает, немаловажным фактором, оказывающим влияние на прибыльность страховых компаний, и то, что местными властями ограничивается деятельность автоюристов. Оказание помощи в ремонте пострадавшего в ДТП автомобиля вместо денежной выплаты является довольно привлекательной мерой по сравнению с переуступкой прав требований юридическим компаниям, за счет исключения лишних растрат на судебные издержки.

Что бы ни влияло на снижение убыточности страховых компаний владельцам автомобилей все равно стоит ожидать тарифной реформы, начало которой анонсировано на осень текущего года. Центробанк предполагает расширить тарифный коридор как минимум на 20% для двух сторон. Такое расширение предполагает рост базового тарифа для владельцев легковых авто - физических лиц с 3,4–4,1 тысячи до 2,7–4,9 тысячи рублей. Также пересмотру подлежат скидки и бонусы, в том числе коэффициент бонус-малуса, как изменяться коэффициенты возраста и стажа вождения пока точно не известно. Всероссийский союз автостраховщиков считает, что ремонтная реформа совместно с тарифным пересмотром приведет к справедливому расчету стоимости ОСАГО в течение пятилетнего срока.

Пересмотр тарифов – мера неизбежная, поскольку с каждым годом компании-страховщики существенно теряют в выплатах из-за постоянного роста числа автовладельцев. Также страховщиков мало радуют сборы по ОСАГО, поскольку большинство владельцев транспортных средств имеют бонусы и скидки на приобретение полиса автострахования. Приведем конкретные цифры: за период с января по июнь текущего года общий объем премиальных по ОСАГО составляет 109,1 млрд. рублей, а это примерно на 1,4% меньше, чем за такой же период в 2017 году. Таким образом, совершенно очевидно, что компании-страховщики нуждаются в тарифной реформе в ближайшее время.